11.04.2012 в Краснодаре состоялась
краевая научно практическая конференция «Формирование и развитие творческого
чтения школьников».
Целью конференции являлась организация профессионального общения учителей-филологов,
учителей начальных классов, школьных библиотекарей, библиотечных специалистов
других ведомств, представителей общественных организаций по проблемам
формирования творческой личности школьника через чтение, библиотеку,
организацию внеурочной и внешкольной деятельности. На конференции были проведены
секционные заседания.
Проблемное поле конференции:
- социальные
партнеры школьной библиотеки в формировании и развитии
духовно-нравственного потенциала творческого читателя;
- информационная
культура и творческое чтение как ключевые компетенции успешности обучения;
- школьная
библиотека как институт развития детского творчества;
- инновационные
формы и методы воспитания творческого читателя;
- детское
чтение как стратегический ресурс общества;
- формирование
творческого читателя в семье;
- исследовательская
деятельность библиотек в области чтения школьников;
- развитие
читательского творчества школьников;
- детское
чтение в системе эстетического развития детей во внеурочной и внешкольной
деятельности;
- психология
детского чтения (библиотерапия, мотивация чтения);
- библиотечные
программы летнего чтения как эффективное средство развития творческого
читателя.
Книга, как птица,
Может весь мир облететь.
Книга — царица:
Может сердцам повелеть.
Книга — богиня:
Чудо свершает порой.
Книга — рабыня:
Часто проходит сквозь строй.
Е.
Баратынский
Говорят, что дети читают все меньше
и меньше. И вовсе не хотят читать. Проблема может быть в том, что мы не умеем
их заинтересовать или уделяем слишком мало своего времени и внимания такому
важному делу. Могут быть разные ответы, как, впрочем, и способы действий.
Педагоги и работники библиотек советуют поощрять детское чтение. На первых
этапах становления читателя может успешно способствовать формированию его интереса
и увлеченности чтением. Есть гипотеза, что (на первых порах) читая даже только
ради «подарка», участия в лотерее - ребенок постепенно привыкнет читать, и
будет читать в дальнейшем ради самого удовольствия от встречи с удивительным
миром книги.
А если он уже испытывает удовольствие и необходимость в чтении, то тем более,
почему бы его не поощрить за то, что он занимается таким хорошим и нужным
делом.
«Почему многие дети неохотно и
мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными?» – задается вопросом
один из ведущих современных методистов М. И. Оморокова и совершенно точно
определяет причины этого печального явления: «…общий спад интереса к учению,
обилие источников информации помимо чтения.
Однако главной причиной такого
явления следует признать несовершенство обучению чтению, отсутствие системы
целенаправленного формирования читательской деятельности школьников».
Как же сделать так, чтобы
ребенок с помощью учителя смог раскрыть для себя все богатства литературы как
вида искусства, научился получать эстетическое наслаждения от встречи с мудрыми
и веселыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в
них писатели – великие мыслители и гуманисты? Очевидно, что усилия педагогов и родителей
должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое
условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только
над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование
других, не менее важных качеств читателя. Все больше и больше современных
методистов приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание
сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего
школьника.
Термин «читательские умения»
используется методистами в двух смыслах. Во-первых, в широком смысле, когда под
читательскими умениями подразумеваются все умения, связанные с
литературно-учебной деятельностью школьника как на уроках литературы, так и на
других уроках: восприятие, анализ и оценка любого текста, в том числе и художественного,
речевые, а также библиографические умения. В узком смысле это специфические
умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного
произведения. Именно в этом смысле мы и будем использовать термин «читательские
умения».
Методическое сопровождение: «Портфель читателя».
Что такое Читательский портфель?
Это личный документ, который выдается каждому ученику :
- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;
- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;
- отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;
Проблемные вопросы помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями.
Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу
(или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и
образованности ребенка.
Структура и содержание.
Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской
литературы.
Принципы отбора:
- соответствие возрастным возможностям и интересам;
- проверенность многими поколениями читателей;
- отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
Читательский паспорт.
ПОРТРЕТ
В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о
том, что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую
библиотеку он записан и т.п.
Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.
В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления
о прочитанных книгах. Здесь же координатор проекта фиксирует читательские
достижения ребенка на основании результатов представленных заданий по
прочитанным книгам. (факт выдачи лотерейного билета)
«Копилка» (рабочие материалы) -
Туда ребенок помещает выполненные задания
Достижения:
Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи,
подводит определенные итоги.
Читательский портфель, как и проект в целом, имеет своей целью
* Вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с
раннего детства и на протяжении всей жизни.
* Улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;
* Расширить круг чтения и читательских интересов ребенка.
Для родителей. Читательский портфель ребенка может стать поводом к совместному
чтению и обсуждению книги. Поможет родителям лучше понять своих детей, вовремя
увидеть и решить возникающие проблемы.
Для библиотекарей. Библиотекари могут использовать читательские портфели, чтобы
лучше помочь читателю в выборе книги, дать правильный совет, подсказать,
направить.
Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом
успешного развития и становления его как личности.
Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской
литературы.
Принципы отбора:
- соответствие возрастным возможностям и интересам;
- проверенность многими поколениями читателей;
- отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
Каждая программа по литературному образованию
младших школьников заканчивается перечнем тех умений, которыми должен овладеть
учащийся при работе с художественным текстом. При этом методисты зачастую не
разграничивают общечитательские умения, необходимые для восприятия и понимания
любого текста (научного, делового, публицистического и в том числе
художественного), и специфические умения, которые нужны для полноценного
восприятия художественного текста. В перечень умений включаются, например:
умение различать жанры литературы, умение характеризовать персонажа, умение
делить текст на части и пересказывать его и т.д. Все это затрудняет как работу
педагога-практика, так процесс формирования квалифицированного читателя в
начальной школе.
Последние исследования психологов, педагогов и
методистов показали, что квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими
умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и
понимание художественного текста. При этом на каждом этапе восприятия
литературного произведения активизируются определенные умения.
Важнейшим читательским умением является умение воссоздавать в воображении художественные
картины, изображенные писателем с помощью слова. Без этого
умения читатель в принципе не сможет воспринимать литературные образы. Это
связано с тем, что писатель с помощью слова, т.е. условного знака задает лишь
некие «вехи», ключевые детали вымышленного мира. Остальное должен дополнить сам
читатель с помощью работы своего воображения.
Не случайно С. Я. Маршак говорил о том, что
талантливый писатель не сможет состояться без талантливого читателя: «Именно на
них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей, и
рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного
образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берет на себя
только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением
художник-читатель».
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что
читательская деятельность ребенка не должна рассматриваться как репродуктивный,
пассивный процесс. Деятельность читателя – деятельность со-творческая,
требующая напряженной работы воображения, как воссоздающего, так и творческого.
Казалось бы, о развитии детского воображения не
стоит говорить – оно и так бурлит в детском возрасте. Однако выдающийся
психолог Л. С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в
детском возрасте» отметил, что у ребенка жизненный опыт беднее, чем у
взрослого, интересы проще и менее разнообразны, отношения с реальностью лишены
той сложности и богатства, которые присущи сознанию взрослого человека.
Следовательно, детское воображение не так богато, как воображение взрослого.
Оно обогащается в процессе развития ребенка, и здесь литература как вид
искусства просто незаменима.
Некоторые школьники не создают в своем воображении
картин, изображенных авторским словом или эти «картины» не отличаются полнотой
и адекватностью авторскому замыслу. Каковы причины этого?
1. Укажем в качестве важнейшей причину
психофизиологического характера. У некоторых детей от природы
более развито левое полушарие мозга и поэтому словесно-логического мышление у
них доминирует над образным. Это дети – «мыслители», «логики». В их сознании
происходит подмена образов, художественных картин – словами, абстрактными знаками,
и им трудно «увидеть» в своем воображении события и героев литературного
произведения.
2. Другой причиной неполноценной работы воображения
ребенка может являться сложность, трудность самого процесса «раскодировки»
абстрактных словесных знаков в образные живые картины. Здесь требуется
произвольное внимание, волевые усилия, которые не всегда доступны маленькому
читателю. Поэтому немало детей и с «ленивым» воображением.
3. Зачастую ребенку не хватает представлений о жизни,
образов памяти для того, чтобы «дорисовать» вымышленные картины деталями из
собственного жизненного опыта.
4. Можно встретить детей и с «неразбуженным»
воображением, когда их сознание занято другими проблемами, а
воображение не настроено на работу с данным художественным произведением.
Какие
методические приемы могут активизировать воображение читателя?
- Учителю
необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических
вопросов при проверки первичного восприятия текста: «Что ты представил?»
или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».
- Эффективными
будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех
произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится
к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом
либо с обилием пейзажных зарисовок.
- Конечно
же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных
художников, их рассматривание и анализ.
- Кроме
этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из
бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет
также способствовать «пробуждению» воображения.
- Не
следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или
драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой
работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те
детали художественного пространства и времени, портретные характеристики,
описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при
первом чтении.
Перед чтением текста не стоит направлять внимание
учащихся аналитическими заданиями (например, о каком времени года пойдет речь,
сколько частей можно выделить в тексте, чем похож этот текст на другие
произведения автора). Учитель должен помочь учащимся обеспечить эмоциональность
восприятия, интерес к чтению. Поэтому целесообразнее перед чтением дать
задание, направляющее восприятие читателей, например: Прочитайте и представьте
картину, которую нарисовал автор! или Какие чувства хотел передать нам поэт?
Важное
значение в развитии читательского умения эмоционально откликаться на
прочитанное произведение имеет и этап проверки первичного восприятия
текста. Неумение учителя организовать после чтения полноценный и эмоциональный
обмен мнениями о прочитанном ведет к затуханию читательских эмоций, к
обесцениванию их в глазах ребенка.
немаловажную
роль в развитии этого читательского умения играет, конечно же, эстетическая
эмоциональность самого учителя, его «влюбленность» в литературу, его
искренняя увлеченность художественным произведением. При эмоциональной
«глухоте» педагога ему не помогут никакие методические новации, а его ученики
скорее всего, увы, переймут это равнодушие и эмоциональность леность.
Благодарю Е.В.Посашкову (кандидата филологических наук) за помощь в написании статьи. |