Основные положения методик обучения рассмотрим на примере нескольких дисциплин.
Русский язык.
Приоритет курса: показать ученику начальной школы особенности родного языка, привить к нему интерес и любовь. В процессе обучения должны сформироваться навыки грамотного письма, устная и письменная речь. Особенность составления курса: материал изложен с учетом научного подхода к анализу языковых явлений, поэтому изложен линейно. Программа состоит из трех учебных разделов: "Как устроен наш язык" (ознакомление с базовыми лингвистическими знаниями), "Правописание" (обучение письменной грамотности), "Развитие речи" (ученики развивают речь). Важно отметить, что разделы самостоятельны, но при этом взаимосвязаны, составляя единую программу. В то же время они являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.
Литературное чтение.
Главной целью курс ставит повышение интереса к чтению и литературе, стимулирование читательской деятельности у школьника как средства успешности обучения и развития человека, обучение навыкам работы с творчеством разных поэтов и писателей. Основная работа состоит из литературного анализа не только классических, но и современных произведений. Внимание акцентирует на многообразии авторов, жанров и тематики, которые учащиеся учатся сравнивать. "Литературное слушание"- еще один блок, предназначен для первоклассников, недостаточно владеющих навыком самостоятельного чтения. Им необходимо помочь в формировании процесса восприятия художественного произведения, поддержке и развитии интереса к чтению. Для этого акцент в заданиях поставлен не на дидактику, а на оценочные суждения о прослушанном произведении, где ученику нужно прислушаться к своему эмоциональному состоянию. Так реализуется функция анализа.
Математика.
Учебное пособие содержит арифметические, алгебраические, геометрические и логические материалы. Такое разнообразие обусловлено тем, чтобы дать перспективу математического образования учащихся. Пять линий математического курса, влияющих на развитие, можно представить в виде схемы 1. Окружающий мир. Курс ставит перед учащимися следующие задачи: развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Он написан с учетом особенностей видения учеником окружающего мира. Сами авторы называют такой подход "интегрированным и культурологическим". Интеграция природоведческих и обществоведческих знаний помогает увидеть распределение мест и ролей между человеком и окружающей средой. Методика обучения разработана таким образом, чтобы дети, поставленные в условия самостоятельной работы с материалом, могли применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир"). Рассмотреть суть интеграционного процесса можно на схеме 2.
Источник: http://www.oktsosh.net/GrigorievaMU/umk_nachalnaja_shkola_21_veka.pdf |